Виртуальный рынок недвижимости
В качестве анонса приведу один из комментариев с первоисточника публикации: — «Олег, Вы описали в точности сервис, который разрабатывает наша компания:)»
Автор Олег Сикорский управляющий TC REM Navigator
ВИРТУАЛЬНЫЙ РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ
Если совсем недавно у риэлторов считались модными разговоры о мультилистинговых сервисах и регулировании рынка чудодейственными законами, то сегодня эти проблемы утрачивают актуальность. Современные реалии позволяют вести речь о принципиально новых горизонтах организации рынка недвижимости.
Парадигма
Электронные листинги. Совершенствование информационных технологий показало, что развитие рынка по модели США и создание мультилистинговых сервисов (МЛС) под эгидой профессиональных ассоциаций риэлторов не является целесообразным. Сегодня электронные средства коммуникации настолько доступны и экономны, что вести листинги способен кто угодно. Это открывает перспективу появления множества конкурентных сервисов в данной сфере. При этом, акцент будет перемещаться с локальных продуктов к глобальным on-line ресурсам, обслуживающим тысячи риэлторов и сотни тысяч потребителей. Это позволит решать более масштабные задачи при высоком качестве и низких издержках.
Регулирование рынка. Неудавшиеся попытки законодательного регулирования риэлторской деятельности продемонстрировали отсутствие понимания направлений развития рынка со стороны как регуляторов, так и самих риэлторов. Принятие каких-либо законов в таких условиях означало бы только консервацию сегодняшней недоразвитой ситуации. Кроме того, законодательное регулирование риэлторской деятельности невозможно в принципе, в силу перманентной тенизации данной отрасли. В то же время, риэлторское сообщество продемонстрировало свою готовность к консолидации как в рамках профессиональных структур, так и стихийно.Это означает возможность регулирования рынка на основе обычаев и деловой практики риэлторских ассоциаций и гильдий. Примером такого регулирования являются стандарты, сформулированные в Декларации принципов профессионального рынка недвижимости. Подобные стандарты могут служить фундаментальной основой для отстраивания всей остальной конфигурации рынка от индивидуального риэлтора до риэлторского сообщества и виртуальной риэлторской площадки.
Итак, план построения МЛС, при современном уровне развития технологий, слишком ограничен. Если мы будем иметь общепринятый принцип проведения совместных сделок и открытую информацию о листингах и репутации контрагентов, мы выйдем на более масштабный уровень организации рынка.
Архитектоника
Большим достижением текущего периода следует признать изобретение универсальной формы организации рынка – виртуальных риэлторских площадок.Виртуальная риэлторская площадка (ВРП) – это электронный ресурс, объединяющий функции размещения листингов и профессиональной социальной сети.
ВРП представляет собой виртуальную упаковку, в которой потребитель получает недвижимость и услуги риэлторов. Содержимое этой упаковки формируется институциональными участниками рынка недвижимости: риэлторами, агентствами и профессиональными сообществами. При этом, как потребители, так и участники рынка должны получить от ВРП именно то, что им требуется. Потребителям нужна функция просмотра и поиска объектов недвижимости, а также возможность ознакомиться с мнением и методами риэлторов. А риэлторам нужен сервис по размещению, продвижению и работе с листингами и профессиональная социальная сеть. Это означает, что ВРП должна привлекать риэлторов, которые будут размещать листинги, которые будут привлекать потребителей.
Таким образом, структура рынка недвижимости будет формироваться в контексте ВРП. Но это не значит, что ВРП может заменить риэлторов или риэлторские сообщества. Она может лишь предоставить им сервис по оптимизации их работы и взаимодействия.
Практика
В последние годы в Украине предпринимались попытки создания ВРП. Следует отметить ресурс vukraine.com. За короткий период площадка привлекла сотни риэлторов, которые разместили десятки тысяч объектов и множество уникальных теоретических и методических материалов. Под эгидой площадки был создан клуб риэлторов, проводились конференции и встречи, внесшие весомый вклад в разработку парадигмы рынка недвижимости. Однако неудачный ребрендинг и новации в администрировании площадки оказали негативное воздействие на ее популярность. Другим успешным опытом по созданию ВРП является est.ua. На сегодняшний день данная площадка является наиболее популярной и функциональной. К ее негативным сторонам следует отнести запутанную структуру и недружественный интерфейс. В России функционирует ners.ru, которая также имеет существенные недостатки.
Обобщая позитивный и негативный опыт существующих ВРП, можно сформулировать основные требования к идеальной риэлторской площадке:
1. риэлторы делают площадку, а не наоборот;
2. риэлторам нужен сервис, а потребителям информация;
3. структура участников площадки должна иметь минимум три уровня: 1) риэлторы; 2) агентства; 3) риэлторские сообщества;
4. сервис работы с листингами должен предусматривать как можно более широкие возможности манипуляций с листингами (объединение, разделение, редактирование) по всем уровням участников площадки;
5. структура площадки должна включать необходимые разделы: поиск недвижимости, риэлторы и риэлторские сообщества, блоги, форумы, аналитика, библиотека с методическими материалами и т.д.;
6. социальная сеть должна быть полнофункциональной (персональные страницы, блоги, сообщества, объективный рейтинг и др.);
7. желательна возможность настройки площадки по региональному принципу;
8. желательно взимание платы только за рекламу и дополнительные опции;
9. вмешательство администрации в функционирование площадки должно быть минимальным и целесообразным.
Возможно, создание специализированных профессиональных сетей на сегодняшний день окажется более перспективным направлением, чем тиражирование социальных сетей «общего назначения». Сейчас риэлторам нужны две-три такие площадки.
Написать автору: е-mail: sikorsky@remnavigator.com
Именно с таких ключевых позиций, цитирую
1. риэлторы делают площадку, а не наоборот;
2. риэлторам нужен сервис, а потребителям информация
5. структура площадки должна включать необходимые разделы: поиск недвижимости, риэлторы и риэлторские сообщества, блоги, форумы, аналитика, библиотека с методическими материалами и т.д.;
6. социальная сеть должна быть полнофункциональной (персональные страницы, блоги, сообщества, объективный рейтинг и др.);
7. желательна возможность настройки площадки по региональному принципу;
9. вмешательство администрации в функционирование площадки должно быть минимальным и целесообразным.
Начинался Єст три года назад.
Добавим ещеключквой принцип Єста. Порталнедвижимости , создаваемій профессионалами недвижимости должен принадлежать именно им.
Конечно Риєлторі создающие Єст пока не владеют всеми аспектами Ай Ти технологий.
Отсюда сложность интерфейса и едленность портала)))))
Но мі стараемся и Ві уже видите некоторіе позитивніе сдвиги.
Но ведь главное в другом.
Главное , что Єст делают РИєлторы. Эст делаем Мы с Вами.
Три года поисков, проб и , несомненно , ошибок сплотили нас и сделали сильнее.
Эст становиться лучше и все любимие. То, что нам просчают наше несовершенство, подсказывают и ждут стоит гораздо больше денег, скоростей и заумных фишек.
Автор четко и структурно подошел к вопросу идеального портала-профессиональной сети.
Рекомендую прочесть всем партнерам Эста. Особенно тем , кто хочет стать его акционерам.
Спасибо за доверие.
Смею Вас уверить , что Эст смотрит еще дальше в будущее и есть идеи , способные полностью изменить рынок недвижимости в сторону профессионализма, прозрачности и , как следствие эффективнлости.
по понятным причинам мы обсудим их при встречах. РеалФест (простите если ошибся в написании) скоро, как ближайший пункт встречи.
Еще прошу особо обратить внимание на мысль Автора
___создание специализированных профессиональных сетей на сегодняшний день окажется более перспективным направлением, чем тиражирование социальных сетей «общего назначения___
Огромное спасибо за статью как Автору , так и Назару Беттер!
Очередной раз нашел подтверждение таких выводов после прослушивания на той неделе доклада руководителя франчайзинга "ERA-France" в Санкт-Петербурге. Первый раз слушал его потрясающие выкладки в Париже в прошлом декабре. Эти исследования вызвали такой интерес у риэлторов, что на мировом конгрессе FIABCI его попросили выступить снова. Материалы выложу здесь на днях, они у меня на французском, запрошу английскую версию.
И, вместо того, чтобы понять потрясающую по логике и непотопляемости систему МЛС, изучить и адаптировать к нашим реалиям, шаг за шагом на местах создавая сообщество профессионалов, способных сотрудничать друг с другом на базе эксклюзивов и раздела комиссионных от собственника, мы объявляем МЛС "отжившими заокеанскими штучками"...
Мдя, коллеги...
- "МЛС, при современном уровне развития технологий, слишком ограничен. Если мы будем иметь общепринятый принцип проведения совместных сделок и открытую информацию о листингах и репутации контрагентов, мы выйдем на более масштабный уровень организации рынка."
А вот как это все правильно организовать, это уже другой вопрос.