"Белые" риэлторы или операция "идентификация"
Написать эту статью меня сподвигла небольшая заметка, размещенная на одном из популярных порталов о недвижимости в Украине. В ней в очередной раз шла речь о каких-то абстрактных, невиданных и невидимых «черных маклерах» или попросту мошенниках на рынке недвижимости. В ней говорилось, в частности, о двух точных критериях, которые могут сразу идентифицировать мошенника: отсутствие документа об оплате Вами услуги и отсутствие гарантий в самом договоре об оказании услуг. Если с первым я полностью согласен, то со вторым критерием хотелось бы разобраться подробнее.
Сначала есть смысл прояснить, что же является сутью риэлторской услуги. Если услуга по продаже оказывается собственнику недвижимости, то задача риэлтора найти мотивированного покупателя на продаваемый объект за цену и на условиях, приемлемых для продавца. Если услуга оказывается покупателю, то задача риэлтора найти объект недвижимости, удовлетворяющий требованиям покупателя, за который он готов внести предоплату и оговорить цену и все условия приобретения в Предварительном договоре.
Это является практически полным и исчерпывающим определением риэлторской услуги, неважно это сделка по недвижимости в Киеве, Москве или других городах СНГ. В практике большинства агентств недвижимости есть предоставление также сопутствующих услуг по подготовке документов к продаже, оценке имущества, получению различных справок, консультации по кредитованию, маркетинг и т.д. Причем эти услуги могут как оплачиваться отдельно, так и быть включенными в стоимость риэлторских услуг. Другими словами, риэлтор является фактически брокером по продаже или покупке недвижимости, но при этом он не является стороной в сделке и даже не действует в прямом смысле в интересах клиента, а только их отстаивает. Риэлтор – это профессиональный консультант и посредник на рынке недвижимости, а окончательное решение о покупке или продаже принимает всегда клиент!
Теперь вернемся к гарантиям. Для этого напомним, что в украинском законодательстве процесс отчуждения (купли-продажи, дарения, мены и т.д.) четко регламентирован. Например, в Украине подобные сделки заключаются только нотариально (исключение – решения суда), а нотариусы, в свою очередь, несут ответственность за законное проведение сделки. Для этого нотариусы наделены определенными полномочиями и правами, например доступом к Единому реестру арестов и запретов. Право собственности и вытяг из реестра на продажу (опять же с проверкой всех запретов) выдает БТИ и тоже несет за это ответственность. Оплату необходимых платежей, отчислений и налогов при заключении договора контролирует опять же нотариус. Согласование окончательной цены, сроков и условий продажи, достигаются покупателем и продавцом на переговорах.
А что же остается тогда риэлтору? Где тот механизм, который четко контролируется риэлтором или закреплен законодательно и за который он может нести ответственность? Такого законодательного механизма в сделке по недвижимости нет. Но есть другой, очень сильный механизм, который и заставляет риэлтора работать как можно лучше и качественней – финансовый. Ведь совершенно очевидно, что сама сделка начинает происходить только с того момента, когда риэлтор уже фактически сделал свою работу, то есть не просто найден покупатель, а именно тот, кто готов деньгами подтвердить свой выбор (сделать предоплату или задаток). И только в этом случае риэлтор может рассчитывать на получение своих комиссионных! А что же может являться лучшей гарантией кроме как личная финансовая заинтересованность? Принцип простой: есть сделка – есть комиссионные, нет сделки – нет комиссионных. Очень честный, открытый и справедливый принцип!
К вышесказанному могу добавить, что удовлетворенность клиента в работе риэлтора прямо пропорциональна его эффективности, которая напрямую зависит от его профессионализма, знания рынка, основ юриспруденции, документооборота в недвижимости, основ психологии, веры в себя и готовности с уважением служить своим клиентам.
Андрей Козачек
Бизнес-тренер, директор и учредитель группы компаний по недвижимости, риэлтор, член Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины
А вот если риелтор скрыл от продавца реальное предложение покупателя только потому, что ему не хотелось делиться комиссией с коллегой - это просто нечестно по отношению к клиенту.
4.1. Ответственность Исполнителя:
4.1.1. Исполнитель несет ответственность за сохранность документов, согласно перечня (п. 3.2.1.) находящихся у него на хранении в течении срока действия договора, а в случае их утраты обязуется восстановить за свой счет.
4.1.2. В случае не продажи Исполнителем объекта недвижимости, указанного в п.1.1. данного договора, в период действия договора, понесенные им затраты на рекламу возмещению Заказчиком не подлежат.
4.1.3. В случае не продажи объекта по вине Исполнителя в сроки и по ценам, указанным в договоре, договор может быть продлен, но вознаграждение Исполнителя должно быть уменьшено по согласованию сторон
из типового АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА С ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ
4.1.3. В случае нарушения Агентом каких-либо условий настоящего договора он выплачивает Принципалу штраф в размере ________ руб. Выплата штрафа осуществляется путем удержания Принципалом соответствующих денежных сумм из вознаграждения Агента.
Цитата из Вашего поста: "не совсем согласен. Гарантии профессионала должны быть обязательно. На то он и профессионал. Но что именно может гарантировать именно профессионал, это сроки и цену. И это отличает нас от черных маклеров или я не прав?"
А если Заказчик не хочет продлевать договор с данным риэлтором, то уже и "типа гарантия" из п. 4.1.3. не работает?!
Мое определение: белый риелтор - оказывает услуги, согласно официального статуса (предприниматель, сотрудник компании), черный - получающий доход незаконно (согласно законов страны). Белый риелтор может поступать по-черному - не оприходывать доход и не платить налоги. Т.е. белизна риелторов определяется, на мой взгляд, взаимоотношениями с государством.
А вот с клиентами все сложнее: белый риелтор вполне может оказывать некачественные услуги. Так же как и черный может "на дому" вести весьма продуктивную деятельность и вызывать удовлетворение клиентов.
Я - за другое. Давайте перестанем вестись на все эти ярлыки, типа "черные" и "белые", потому что принцип Разделяй и Властвуй еще никто не отменял. Вопрос, кто при этом получает эту самую власть?
Меня не так сильно интересует кто как документально строит свой бизнес или платит налоги. А вот взаимоотношения с нашими клиентами - это намного важнее и именно эти взаимоотношения определяют то, как к нам относятся в обществе, СМИ и какие ярлыки нам могут повесить.
Ощущения как от беседы с хирургом: стараться будем, но гарантии... Не хотелось бы быть на таком месте.
А по поводу Вашей ситуации... Снижайте цену, делайте аукцион за 5 дней, вложите деньги клиента в рекламу, выкупите сами дешевле, да много еще что. Вы же специалист, у Вас и арсенал средств большой, тем более, что клиент уже и так замотивирован сильно.
А с гарантиями все равно не понятно у Вас: уверена - гарантирую, нет-нет, а не спросят - так вообще можно ничего не говорить... К чему все это?
Аванс сейчас беру тоже ВСЕГДА (спасибо Багрину), аукцион делаю (правда за 13-14 дней) -спасибо Оганесяну, а за 6-8 недель умею брать максимальную стоимость за любое жилье на рынке.
Я просто про то, что нужно понимать изначально какой результат ТОЧНО БУДЕТ в результате наших действий, учитывая рынок, объект кучу друхих факторов. И если не произойдет форсмажор в виде войны, дефолта или что-то очень сильно влияющее, этот результат ТОЧНО НУЖНО ВЗЯТЬ. Мы не можем дать гарантии, что не включатся факторы, которые изменят рынок - с этим я согласна. Но, если рынок стабилен, форсмажора нет - мы должны давать результат. По факту. А прописывать это в договоре или нет - это вторично.
Только методы для определения "черных" риэлторов, предложенные журналистами в какой-то заметке (чек об оплате и отсутствие гарантий в договоре на услуги), абсолютно не гарантируют отсутствие проблем у клиентов!
Мне кажется, что многие не понимают и поэтому боятся, что гарантией для клиента может быть не материальный актив, а интеллектуальный, то есть Вы и есть этот уникальный актив, который клиент получает, подписав с Вами договор! Может звучит и пафосно, но это чистая правда и не нужно ложной скромности!
Теперь понятна задача - становиться более дорогим и качественным активом: учиться новому, получать знания и навыки, участвовать в профессиональных сообществах, совершенствовать технологии продаж, рекламу, маркетинг и т.д.
Сейчас уже ясно, кто этого не делает - будет либо свои деньги в качестве гарантии ложить (а не заработал - значит потерял!), либо его обойдут далеко вперед те, кто выбрал расти и совершенствоваться!
У меня появился вопрос: а может нужно прописать в договорах ответственность?