Загрузка…
Вы будете получать оповещения о новых материалах автора
публикует статью
Вы будете получать оповещения о новых материалах автора
2527 2
Анонс:
Стоит ли вводить в стране свободный рынок земли сельхозназначения. Как он будет функционировать, какие экономические изменения принесет?

Рынок земли сельхозназначения в Украине.Вопросы и ответы.

 Сейчас в Украине решается судьба запрета, который касается 7 миллионов человек. Это запрет продавать и покупать земли сельскохозяйственного назначения. А 7 миллионов человек — это владельцы земельных паев — огородов или полей в селах.

 Стоит ли вводить в стране свободный рынок земли сельхозназначения? Как он будет функционировать, какие экономические изменения принесет? В том, что отменять мораторий нужно, согласны все участники рынка. Но в вопросе, как и когда это сделать, с какими ограничениями, мнения сильно разнятся. В дискуссиях о земельной реформе принимают участие политики, бизнесмены, ученые, журналисты, владельцы земельных паев. 

 Сейчас арендная плата за землю составляет около $5 в месяц. Для большинства бизнесменов в Украине это выгодно. Но плохо для страны в целом. Ведь без рынка земли не будет экономического роста. Когда в стране отсутствует право собственности – отсутствует и уважение к ней. То же самое происходит и с бизнесом. Земля – это самая лучшая инвестиция. Через два года она будет стоить $1500-2000 за гектар, через пять лет стоимость земли может достичь $5000 за гектар.

 Согласно исследованиям мирового банка, лишь 66% землевладельцев внесены в земельный кадастр. В госреестре регистрируются только 21% договоров об аренде. Все страны рано или поздно пришли к открытию рынка земли. Но делать это надо разумно. Если открывать рынок земли, то в первую очередь от возможности продавать и покупать землю должны выиграть люди, которые будут на ней работать.

 Все знают, что земля – это актив. Почему у нас она им не является? Почему фермеры не могут ее заложить, получить кредиты и инвестиции? У нас ни одна крупная компания не может выкупить свой земельный банк. Нужно запускать рынок земли. У наших аграриев должен быть актив, куда придут инвестиции, и люди смогут распоряжаться своим имуществом. Тогда же агросектором заинтересуются и банки. Нужно создать правильную юридическую и финансовую основу под земельный ресурс.

 Существует опыт цивилизованных стран ЕС. Там рынок открытый, но не свободный. Купить землю можно, но с определенными ограничениями. 

  Земля – это товар, но у него есть цена только в том случае, когда есть рынок. В Украине этот рынок теневой.

  Земля – это возможности. Это помогает решить вопросы сельскохозяйственного развития и распределения богатств между всем населением страны, а не только нарастить урожайность. Тогда Украина станет крупнейшим игроком мирового аграрного рынка. Возможность продавать и покупать землю – это освобождение потенциала Украины. 

 Часто задаваемые вопросы:

 Но ведь земля это и правда достояние народа, как можно ее продавать?

 Достояние народа — это красивый фантик, в который завернута горькая конфета аферы. Вы же знаете, что политики, когда хотят что-то  скрыть, используют как можно больше громких фраз. За ними непонятно, что политик хотел сказать, но звучит вроде бы красиво и умно. Земля не может быть достоянием всего украинского народа. Чтобы это понять, нужно вспомнить, откуда у народа взялась земля.

  В СССР вся земля принадлежала государству. Селяне работали в колхозах. За это они получали земельные участки. В 1991 году СССР рухнул, колхозы исчезли, и в 90-х годах селяне получили возможность приватизировать эти участки. После приватизации они официально перешли в собственность селян.

 То есть сельскохозяйственная земля принадлежит уже не государству. И собственники имеет право свободно распоряжаться своим имуществом: выращивать там огурцы или сменить назначение земли и открыть там библиотеку. Или продать. Но как раз продать ее нельзя — депутаты запретили.

  Представьте, что вам запретили распоряжаться квартирой, в которой вы живёте десятки лет. Допустим, Рада приняла закон, который запрещает ее кому-то продавать, а разрешает только сдавать в аренду. Это значит, что если у вас нет бизнеса, который приносит миллионы, то вы никогда не сможешь купить новую квартиру, а будешь вынужден жить всю жизнь в одной и той же, в доме, который построен еще в СССР и давно аварийный.

 Либо вы купили машину, которую вдруг запретят продавать, и через 20 лет будешь ездить на старой бензиновой развалюхе, когда другие будут ездить на новеньких электрокарах.

 Именно так происходит с землей, которая есть у ваших родителей, бабушек и дедушек в селе — участки, на которых они ведут сельское хозяйство, нельзя продавать. Даже если вашей бабушке уже не нужно выделенное десятки лет назад поле или огород слишком большой для одного человека.

А что можно делать с этой землей?

Можно сдать в аренду, обменять на другой участок или передать вам в наследство.

А мне она зачем? Я живу в городе и в селе бываю раз в год

 Тем более — если вам триста лет снилось то село, но землю после бабушкиной смерти все еще будет запрещено продавать, неужели вам не будет жалко, что хороший участок с черноземом зарастает бурьяном?  

Но ведь запрет касается только полей, при чем тут моя бабушка? У нее нет поля, есть только огород

 Сельскохозяйственные земли — это очень широкое понятие. Согласно классификации, в эту категорию входит и поле на окраине села, и огородик возле хаты, и место для выпаса животных. Есть даже такое экзотическое целевое назначение — для пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства. 

  КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ

 

  1. Общие положения

 

1.1. Классификация видов целевого назначения земель (далее — КВЦНЗ) разработана в соответствии с Земельным кодексом Украины, Законом Украины "О землеустройстве" и Положением о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19.03.2008 № 224.

 

1.2. Код и целевое назначение земель применяются для обеспечения учета земельных участков по видам целевого назначения в государственном земельном кадастре.

1.3. КВЦНЗ применяется для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями для ведения учета земель и формирования отчетности по земельным ресурсам.

1.4. КВЦНЗ определяет деление земель на отдельные виды целевого назначения земель, которые характеризуются собственным правовым режимом, экосистемными функциями, видом хозяйственной деятельности, типами застройки, типами особо ценных объектов.

 

  1. Классификация видов целевого назначения земель

Код КВЦЗ

Название

Код раздела КВЭД

Раздел

Подраздел

Секция А

 

Земли сельскохозяйственного назначения

 

01

 

Земли сельскохозяйственного назначения (земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятель­ности, размещения соответствующей производственной инфраструк­туры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйствен­ной продукции, или предназначенные для этих целей; земли, предо­ставленные для деятельности в сфере предоставления услуг в сельском хозяйстве, и прочее)

01

01.01

Для ведения товарного сельскохозяйственного производства

 

01.02

Для ведения фермерского хозяйства

 

01.03

Для ведения личного крестьянского хозяйства

 

01.04

Для ведения подсобного сельского хозяйства

 

01.05

Для индивидуального садоводства

 

01.06

Для коллективного садоводства

 

01.07

Для огородничества

 

01.08

Для сенокошения и выпаса скота

 

01.09

Для исследовательских и учебных целей

 

01.10

Для пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства

 

01.11

Для предоставления услуг в сельском хозяйстве

 

01.12

Для размещения инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйствен­ной продукции

 

01.13

Для другого сельскохозяйственного назначения

 

01.14

Для целей подразделов 01.01—01.13 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

Секция В

 

Земли жилой и общественной застройки

 

02

 

Земли жилой застройки (земли, которые используются для размеще­ния жилой застройки (жилые дома, общежития, хозяйственные здания и прочее); земли, использующиеся для размещения гаражного строи­тельства)

95, 96, 97

02.01

Для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зда­ний и сооружений (приусадебный участок)

 

02.02

Для коллективного жилищного строительства

 

02.03

Для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома

 

02.04

Для строительства и обслуживания зданий временного проживания

 

02.05

Для строительства индивидуальных гаражей

 

02.06

Для коллективного гаражного строительства

 

02.07

Для другой жилой застройки

 

02.08

Для целей подразделов 02.01—02.07 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

03

 

Земли общественной застройки (земли, которые используются для раз­мещения общественных зданий и сооружений (гостиниц, офисных зда­ний, торговых зданий, для публичных выступлений, для музеев и биб­лиотек, для учебных и исследовательских заведений, для больниц и оз­доровительных заведений), прочих объектов общего пользования)

 

03.01

Для строительства и обслуживания зданий органов государственной власти и местного самоуправления

75

03.02

Для строительства и обслуживания зданий заведений образования

80

03.03

Для строительства и обслуживания зданий заведений здравоохранения и социальной помощи

85

03.04

Для строительства и обслуживания зданий общественных и религиоз­ных организаций

91

03.05

Для строительства и обслуживания зданий заведений культурно-про­светительского обслуживания

92 (кроме 92.6)

03.06

Для строительства и обслуживания зданий экстерриториальных органи­заций и органов

99

03.07

Для строительства и обслуживания зданий торговли

50, 51, 52

03.08

Для строительства и обслуживания объектов туристической инфра­структуры и заведений общественного питания

55

03.09

Для строительства и обслуживания зданий кредитно-финансовых уч­реждений

65, 66, 67, 70

03.10

Для строительства и обслуживания зданий рыночной инфраструктуры

71,72, 74

03.11

Для строительства и обслуживания зданий и сооружений заведений науки

73

03.12

Для строительства и обслуживания зданий заведений коммунального обслуживания

90

03.13

Для строительства и обслуживания зданий заведений бытового обслу­живания

93

03.14

Для строительства и обслуживания других зданий общественной за­стройки

45

03.15

Для целей подразделов 03.01—03.14 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

Секция С

 

Земли природно-заповедного фонда и другого природоохранного на­значения

 

04

 

Земли природно-заповедного фонда (природные территории и объекты (природные заповедники, национальные природные парки, биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища), а также искусственно созданные объек­ты (ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятки садово-паркового искусства), которые предоставляются в постоянное пользование специальным администрациям территорий и объектов природно-заповедного фонда (кроме земельных участков под объектами природно-заповедного фонда, включенные в их состав без изъятия))

92

04.01

Для сохранения и использования биосферных заповедников

 

04.02

Для сохранения и использования природных заповедников

 

04.03

Для сохранения и использования национальных природных парков

 

04.04

Для сохранения и использования ботанических садов

 

04.05

Для сохранения и использования зоологических парков

 

04.06

Для сохранения и использования дендрологических парков

 

04.07

Для сохранения и использования парков-памяток садово-паркового искусства

 

04.08

Для сохранения и использования заказников

 

04.09

Для сохранения и использования заповедных урочищ

 

04.10

Для сохранения и использования памятников природы

 

04.11

Для сохранения и использования региональных ландшафтных парков

 

05

05.00

Земли другого природоохранного назначения (земельные участки, в пре­делах которых есть природные объекты, имеющие особую научную цен­ность, и которые предоставляются для сохранения и использования этих объектов, проведения научных исследований, образовательной и воспи­тательной работы)

 

Секция D

 

Земли оздоровительного назначения

 

06

 

Земли оздоровительного назначения (земли, имеющие природные ле­чебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей)

85

06.01

Для строительства и обслуживания санаторно-оздоровительных заведений

 

06.02

Для разработки месторождений природных лечебных ресурсов

 

06.03

Для других оздоровительных целей

 

06.04

Для целей подразделов 06.01—06.03 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

Секция Е

 

Земли рекреационного назначения

 

07

 

Земли рекреационного назначения (земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно- туристических и экологических троп, маркированных трасс, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лаге­рей, домов рыбаков и охотников, детских туристических станций, дет­ских и спортивных лагерей, прочих аналогичных объектов, а также зе­мельные участки, предоставленные для дачного строительства и соору­жения других объектов стационарной рекреации)

92

 

07.01

Для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения

 

07.02

Для строительства и обслуживания объектов физической культуры и спорта

 

07.03

Для индивидуального дачного строительства

 

07.04

Для коллективного дачного строительства

 

07.05

Для целей подразделов 07.01—07.04 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

Секция G

 

Земли историко-культурного назначения

 

08

 

Земли историко-культурного назначения (земли, на которых располо­жены: памятки культурного наследия, их комплексы (ансамбли), истори­ко-культурные заповедники, историко-культурные заповедные террито­рии, охраняемые археологические территории, музеи под открытым не­бом, мемориальные музеи-усадьбы)

92

08.01

Для обеспечения охраны объектов культурного наследия

 

08.02

Для размещения и обслуживания музейных заведений

 

08.03

Для другого историко-культурного назначения

 

08.04

Для целей подразделов 08.01—08.03 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

Секция H

 

Земли лесохозяйственного назначения

 

09

 

Земли лесохозяйственного назначения (земли, покрытые лесной раститель­ностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, пре­доставленные и используемые для потребностей лесного хозяйства, кроме земель, занятых зелеными насаждениями в пределах населенных пунктов, не отнесенные к категории лесов, а также земель, занятых отдельными дере­вьями и группами деревьев, кустарниками на сельскохозяйственных угодьях, приусадебных, дачных и садовых участках)

02

 

09.01

Для ведения лесного хозяйства и связанных с ним услуг

 

09.02

Для другого лесохозяйственного назначения

 

09.03

Для целей подразделов 09.01—09.02 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

Секция I

 

Земли водного фонда

 

10

 

Земли водного фонда (земли, занятые морями, реками, озерами, водо­хранилищами, прочими водными объектами, болотами, а также остро­вами, не занятыми лесами; прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами; гидро­техническими, другими водохозяйственными сооружениями и канала­ми, а также земли, выделенные под полосы отвода для них; береговы­ми полосами водных путей)

41

10.01

Для эксплуатации и ухода за водными объектами

 

10.02

Для обустройства и ухода за прибрежными защитными полосами

 

10.03

Для эксплуатации и ухода за полосами отвода

 

10.04

Для эксплуатации и ухода за гидротехническими, другими водохозяйст­венными сооружениями и каналами

 

10.05

Для ухода за береговыми полосами водных путей

 

10.06

Для сенокошения

 

10.07

Для рыбохозяйственных нужд

05

10.08

Для культурно-оздоровительных нужд, рекреационных, спортивных и туристических целей

 

10.09

Для проведения научно-исследовательских работ

 

10.10

Для строительства и эксплуатации гидротехнических, гидрометрических и линейных сооружений

 

 

10.11

Для строительства и эксплуатации санаториев и других лечебно-оздоровительных заведений в пределах прибрежных защитных полос мо­рей, морских заливов и лиманов

 

10.12

Для целей подразделов 10.01—10.11 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

Секция J

 

Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения

 

11

 

Земли промышленности (земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных зданий и со­оружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административ­но-бытовых зданий, прочих сооружений)

 

11.01

Для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогатель­ных зданий и сооружений предприятиями, связанными с пользованием недрами

10—14 (кроме 14.1, 14.2)

11.02

Для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогатель­ных зданий и сооружений предприятий перерабатывающей, машино­строительной и другой промышленности

15—37

11.03

Для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных зданий и сооружений строительных организаций и предприятий

45

11.04

Для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогатель­ных зданий и сооружений технической инфраструктуры (производства и распределения газа, поставки пара и горячей воды, сбора, очистки и распределения воды)

40,41

11.05

Для целей подразделов 11.01—11.04 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

12

 

Земли транспорта (земли, предоставленные предприятиям, учреждени­ям и организациям железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, морского, речного, авиационного, трубопро­водного транспорта и городского электротранспорта для выполнения возложенных на них задач относительно эксплуатации, ремонта и раз­вития объектов транспорта)

 

12.01

Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений железнодорож­ного транспорта

60

12.02

Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений морского транспорта

61

12.03

Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений речного транспорта

61

12.04

Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

60

12.05

Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений авиационного транспорта

62

12.06

Для размещения и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта

60

12.07

Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений городского элек­тротранспорта

60

12.08

Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений дополнительных транспортных услуг и вспомогательных операций

63

12.09

Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений другого назем­ного транспорта

60

12.10

Для целей подразделов 12.01—12.09 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

13

 

Земли связи (земельные участки, предоставленные под воздушные и ка­бельные телефонно-телеграфные линии и спутниковые средства связи)

64

13.01

Для размещения и эксплуатации объектов и сооружений телекоммуникаций

 

13.02

Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений объектов почто­вой связи

 

13.03

Для размещения и эксплуатации других технических средств связи

 

13.04

Для целей подразделов 13.01—13.03 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

14

 

Земли энергетики (земли, предоставленные в установленном порядке для размещения, строительства, эксплуатации и обслуживания объек­тов энергогенерирующих предприятий, учреждений и организаций (атомные, тепловые, гидро- и гидроаккумулирующие электростанции, теплоэлектроцентрали, котельные), объектов альтернативной энерге­тики (электростанции с использованием энергии ветра, солнца и дру­гих источников), объектов передачи электрической и тепловой энергии (воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и устройства, тепловые сети), производственных объектов, необходимых для эксплуатации объектов энергетики, в том числе баз и пунктов)

 

14.01

Для размещения, строительства, эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений объектов энергогенерирующих предприятий, учрежде­ний и организаций

40 (40.11)

14.02

Для размещения, строительства, эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений объектов передачи электрической и тепловой энергии

40 (40.12, 40.13)

14.03

Для целей подразделов 14.01—14.02 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

15

 

 

Земли обороны (земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных сил Украины, других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины)

75

15.01

Для размещения и постоянной деятельности Вооруженных Сил Украины

 

15.02

Для размещения и постоянной деятельности органов МВД

 

15.03

Для размещения и постоянной деятельности Государственной погра­ничной службы Украины

 

15.04

Для размещения и постоянной деятельности органов Службы безопас­ности Украины

 

15.05

Для размещения и постоянной деятельности Государственной специ­альной службы транспорта

 

15.06

Для размещения и постоянной деятельности органов Государственного де­партамента Украины по вопросам исполнения наказаний

 

15.07

Для размещения и постоянной деятельности органов МЧС

 

15.08

Для размещения и постоянной деятельности органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины

 

15.09

Для размещения и временного пребывания иностранных воинских формирований

 

15.10

Для размещения и постоянной деятельности прочих, созданных в соот­ветствии с законом, воинских формирований

 

15.11

Для целей подразделов 15.01—15.10 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

Секция К

 

Земли запаса, резервного фонда и общего пользования

 

16

16.00

Земли запаса (земельные участки каждой категории земель, не предо­ставленные в собственность или пользование гражданам или юридичес­ким лицам)

 

17

17.00

Земли резервного фонда (земли, созданные органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в процессе приватизации сельскохозяйственных угодий, которые были в постоянном пользовании соответствующих предприятий, учреждений и организаций)

 

18

18.00

Земли общего пользования (земли любой категории, которые использу­ются как площади, улицы, проезды, пути, общественные пастбища, сено­косы, набережные, пляжи, парки, зеленые зоны, скверы, бульвары, вод­ные объекты общего пользования, а также другие земли, если решени­ем соответствующего органа государственной власти или местного само­управления они отнесены к землям общего пользования)

 

19

19.00

Для целей подразделов 16.00—18.00 и для сохранения и использования земель природно-заповедного фонда

 

 

А много земель, которые нельзя продавать?

71% всех земель в Украине — сельскохозяйственные.

 

доля сельхозземель

 

65% из них — это паи, земли ваших бабушек и дедушек, которые они приватизировали в 90-е годы.

 

кому принадлежит сельскохозяйственная земля

 

Наверное, в других странах тоже есть такой запрет. Мы же идем в ЕС, неужели там по-другому?

А сейчас  вы очень сильно удивитесь! Знаете, что общего у Украины, Северной Кореи, Венесуэлы, Таджикистана, Кубы и Конго? Только в этих странах запрещено продавать землю. Отличная компания для Украины — тоталитарная КНДР и нищий Таджикистан.

 

страны, в которых нет рынка земли

 

В странах ЕС таких запретов нет, в том числе в постсоциалистических Литве, Латвии или Польше.

Не понимаю, почему все так резко заговорили о том, что запрет надо снять, будто это принесет что-то хорошее

 А это действительно принесет что-то хорошее: это увеличит стоимость аренды, принесет инвестиции, новые рабочие места, пополнит бюджет

Давай по порядку. Как отсутствие запрета продавать землю влияет на стоимость аренды? Сдавать в аренду ведь не запрещено

 Поскольку землю вашей бабушки нельзя продавать, то и сдать ее в аренду по рыночной цене она не может — нет рынка. Адекватная цена, в том числе цена аренды, может сформироваться только тогда, когда есть открытый рынок. 

 

 Поэтому первое, чего лишают нас сторонники запрета — рыночного дохода от земли, которая уже сдается в аренду. Если поле твоей бабушки арендует агрохолдинг, то при наличии рынка земли бабушка и дальше могла бы сдавать его в аренду,  но получать больше денег, чем сейчас.  

 

 Вы наверняка слышали поговорку о том, что в Украине хоть палку в землю ткни, и она начнет плодоносить. И это правда — природа дала Украине треть мировых запасов чернозема — самого плодородного грунта. Но это уникальные черноземы сейчас сдаются в аренду в 6 раз дешевле, чем земля в Германии, в 19 раз дешевле, чем в Дании.

 

цена аренды земли в Европе

 

И как вырастет стоимость аренды, если запрет снимут?

 В 10 раз к 2024 году. Смотри: сейчас ваша бабушка получает 37 долларов в год за гектар. Средний пай в Украине равен 4 гектарам, то есть аренда 4 га стоит 148 долларов. Это 3,8 тысяч гривен в год или 320 гривен в месяц.

 

  Если снимут запрет на продажу земли,  то уже в 2018 году она может получать 112 долларов за гектар вместо 37, в 2024 — 346 долларов.  Это 1384 доллара в год за средний пай в 4 га — или 36 тысяч гривен. Итого получается, что уже через несколько лет ваша бабушка может в месяц получать 3 тысячи гривен вместо нынешних 320 гривен.

 

стоимость аренды земли

 

 Украинские политики уже 26 лет ищут ответ на вопрос, как сделать селян богатыми. Ответ простой: позволить селянам зарабатывать на своем имуществе не несчастные 320 гривен, а 3000 гривен — это существенная прибавка для села.

 

 На графиках в этой статье есть два столбика для каждого года, они соответствуют двум вариантам рынка: 1) иностранцам запрещено покупать землю, одному владельцу можно покупать не более 500 гектар; 2) иностранцам можно покупать землю, одному владельцу можно покупать не более 500 гектар.

А почему Украина лишается инвестиций?

 Агробизнес в Украине развит хорошо, но мог бы развиваться еще лучше. Потому что пока агрокомпании арендуют землю, они не могут быть уверены в том, что после окончания срока арендодатель согласится продлить договор. А вдруг ваша бабушка не захочет? У агрокомпаний нет уверенности в будущем. А когда они владеют землей, то понимают, что ее уже никто не заберет. И будут активнее инвестировать в свое имущество. Кроме того, вырастут инвестиции из-за рубежа. По данным FAO и ЕБРР, необходимый объем ежегодных инвестииций  в АПК составляет 4,2-5,2 миллиарда долларов. Ожидаемые инвестиции после открытия рынка вполне перекрывают эту потребность.

 

инвестиции в АПК

 

 Поэтому второе, чего лишают нас сторонники запрета — вложений в агрокомпании, которые помогут им стать еще лучше, а экономике — сильнее.

А откуда возьмутся рабочие места? Мы же говорим просто об отмене запрета на продажу

 Если будут инвестиции, то будут и рабочие места. Человеческий труд постепенно вытесняет искуственный интеллект, но несмотря на то, что в будущем все больше задач будут делать роботы, будет расти спрос на рабочую силу для глубокой переработки продукции.  

 

новые рабочие места в АПК

 

 Третье, чего лишают нас сторонники запрета — высококвалифицированных специалистов, которые будут превращать дешевое сырье в дорогие готовые продукты.  

А почему вырастут доходы бюджета?

 Логическая цепочка простая: компании, которые получили инвестиции, будут производить больше продукции, она станет более сложной, а значит, и дорогой. Эти компании будут получать больше прибыли, то есть платить больше налогов. Рост занятости тоже увеличит сумму, которую отчислили работники в бюджет. Если рынок заработает уже с 2018 года, то за шесть лет, с 2018 по 2024, бюджет получит дополнительно 1,2 миллиарда долларов, если иностранцам запретят покупать землю, и почти 2 миллиарда, если разрешат.


доходы бюджета от рыка земли

 

 Четвертое, чего лишают нас сторонники запрета — доходов бюджета, которые потом можно потратить на инвестиции в новые заводы, дороги, образование, медицину.

Почему вырастет производительность труда?

 У Украины отличные черноземы, но урожайность так себе. Мы завоевываем мировые рынки благодаря большому количеству продукции, огромной площади страны и хорошей земле, а не благодаря технологиям. А представь, сколько всего можно было бы вырастить и продать, если бы урожайность была выше. Именно это сможет обеспечить продажа земли, потому что инвестор приносит с собой не только деньги, а и технологии, ведь он заинтересован в росте производительности труда — тогда у него будет больше прибыли. 

 

производительность труда в АПК

 

 Пятое, чего лишают нас сторонники запрета — технологий, которые улучшат агробизнес.  

Рост доходов и налогов — это хорошо, но ведь всю землю скупят иностранцы. Это не стоит того!

Кто сказал, что они скупят всю землю?

Об этом говорят все политики!

 Да, мы видели их заявления… Вас не смущает, что об этом говорят главные популисты страны? Тему рынка земли они используют для того, чтобы заработать себе популярность. Реальность будет другой.


Смотрите еще раз график: в стране 42,7 миллиона гектар сельскохозяйственной земли.


кому принадлежит сельскохозяйственная земля

 

 Ниже график, который показывает прогноз того, сколько земли будет куплено после отмены моратория. Обратите внимание на масштаб цифр: земельный банк у нас исчисляется десятками миллионов гектар, а в прогнозе ежегодно несколько миллионов гектар. Как-то это не похоже на тотальную скупку земли украинскими олигархами и алчными иностранцами.

 

сколько земли продадут в Украине

 

 К тому же, одни из политиков, которые сейчас против продажи земли и которые говорят говорят сейчас, что все скупят иностранцы, в 2008 году подали законопроект о продаже земли. Они предлагали, чтобы иностранцы могли свободно покупать землю, и в их законопроекте не было лимитов для продажи одному покупателю, они даже предлагали разрешить покупать землю другим государствам.

 А в нынешнем проекте закона предусмотрены ограничения: запрет для покупки земли иностранцами и иностранными компаниями, запрет для компании владеть более чем третью земель на территории одной громады, запрет физлицам владеть более чем 500 га земли.

Ладно, вернемся к вашему графику об объеме продаже земли в будущем. На графике можно нарисовать все что угодно

 Эти сценарии основаны на опыте Чехии, Венгрии, Польши, Словакии (они запретили продаже земли иностранцам), Эстонии, Болгарии, Литвы, Румынии (они разрешили продавать землю иностранцам).  

 

 Хорошо, если вас не убеждают расчеты аналитиков, давай использовать голую логику. Площадь украинских черноземов равна площади Британии. У какой компании, даже иностранной, хватит денег, чтобы скупить всю Британию?

 

 Также вам нужно знать, что сейчас топ-100 крупнейших агрокомпаний Украины обрабатывают 6,5 миллионов га земли — а всего в Украине 42,7 миллионов га сельхозземли.

 

 Давай также вспомним опыт других стран, которые уже провели такую реформу. В Эстонии 60% земли до сих пор находится в аренде, а иностранцам продано 4,5%. По расчетам аналитиков, в Украине в продажу попадет от 2 до 10% земли, а никак не десятки миллионов гектар.

У нас одних только черноземов как площадь Британии??? WTF?

Да, и такой отличный ресурс недооценен, им нельзя нормально пользоваться.

Давай уточним — сейчас сельскохозяйственная земля не продается вообще? У моей бабушки нет никакой возможности продать свой огородик, если она хочет?  

 На самом деле рынок земли в Украине фактически существует, несмотря на законодательный запрет, но он калечный. Это даже не серый, а черный рынок. Цена земли на черном рынке —  700-1500 долларов за гектар. А там, где есть черный рынок, есть обман, мафия и черный нал.  

То есть землей манипулируют преступники?

 Да, есть схемы, которые позволяют "продать" участок, например, создать фиктивный долг и отсудить у "должника" землю, передать пай по договору пожизненного содержания, изменить целевое назначение участка, а потом его продать…. Естественно, придется заплатить взятку, потому что это способы обхода законодательного запрета. В интернете много объявлений о продаже земли сельхозназначения. По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, теневой рынок сельхозземель в 2017 году будет составлять 10 миллиардов гривен.

А сколько стоит земля при продаже в странах, где ее можно продавать?

 

цена земли в Европе

А есть прогноз того, сколько земля будет стоить в Украине, если ее таки разрешат продавать?

 Есть. Если в 2018 году ваша бабушка смогла бы продать гектар за 1202 доллара, то в 2024 — за 2185 долларов. Если посмотреть на опыт ЕС, в том числе постсоциалистических стран, которые тоже разрешали продажу земли, то среднегодовые темпы роста стоимости в странах, которые ограничили доступ для иностранцев, равнялся 32,5% в год, а в странах, которые не ограничили — 208%.  

 

цена земли после отмены моратория

Получается, что меня обманули, убедив в том, что землю нельзя продавать?

 Да, это обман длиною в десятилетия. На тему земельной реформы украинцев ловят уже 25 лет — именно столько она длится и все никак не закончиться. До этого лидером была Бразилия — там реформа длилась 23 года, теперь Украина заняла первое место. Запрет на продажу земли  действует с 2001 года, хотя до 2001 фактически продавать было невозможно — длилось распаевание земель — разделение их между селянами. В результате такой длительной неопределенности 7 миллионов человек не могут распоряжаться своим участком, полтора миллиона из них старше 70 лет. Это люди, которые могли бы получить больше денег за аренду. Неужели вашей бабушке будут лишними несколько тысяч гривен в месяц? Сколько пенсия у бабушки? Ориентировочно 1300 гривен, вряд ли больше. С учетом дохода от аренды она получает 1600 гривен в месяц. А через несколько лет может получать как минимум 4300 гривен: 3000 за 4 средний участок в 4 гектара и 1300 — пенсия (какой будет пенсия через несколько лет, мы не знаем, поэтому посчитали нынешний размер, хотя она точно будет расти). Спроси, сколько она тратит на лекарства и хотела бы она получить такую прибавку. Либо продать избыток земли и получить много денег сразу — и отложить тебе на учебу.

 За годы без рынка земли реформы умерло 1 миллион человек, которые не оставили наследников или наследники не оформили собственность на себя, потому что процедура дорогая. То есть 1 миллион участков перешли на баланс сельсоветов, которые используют их по своему усмотрению (хотя принадлежат они наследникам, но те их не используют).

Так что, скоро землю можно будет продавать?

 Не факт. Законопроект об обороте земель сельхозназначения, который позволит ее продавать, лежит в Раде с 2016 года. И еще недавно казалось, что максимум через пару лет рынок заработает — несмотря на протесты оппозиции его примут, потому что на этом настаивал МВФ, а реформы в Украине делаются в основном благодаря давлению фонда. Но на днях стало известно, что фонд на этом больше не настаивает. Вполне возможно, что болтуны, которые морочили украинцам голову 26 лет, заболтают закон и благополучно его похоронят, как до этого похоронили приватизацию госкомпаний.

И что делать?

 Необходимо сделать всего три шага. Во-первых, нужно понимать, для чего необходим рынок земли. С этим, надеюсь, уже разобрались и тут вам все понятно: для того, чтобы выросла стоимость земли, чтобы ваша бабушка получала за нее больше денег, чтобы агробизнес получил больше инвестиций, агрокомпании создали больше рабочих мест, государство получило больше налогов.

 

 Во-вторых, нужно перестать слушать политиков, которые столько лет врали о рынке земли. И помнить, что они также врут о приватизациитарифахбанках… Понимаем, что часто сложно различить ложь, потому что ты не можешь разбираться во всем. Понять, кто лжет, помогут проекты VOXCHECK и  Factcheck, которые проверяют политиков на правдивость.

 

 В третьих, нужно голосовать за тех, кто тебе еще не соврал. Это просто: берешь список партий и политиков, исключаешь из них обманщиков и изучаешь программы остальных.

Так сколько же денег теряет моя бабушка из-за обмана? Сколько она могла бы заработать?  

 Как минимум несколько сотен тысяч гривен — такие цены сейчас на черном рынке. Но это черный рынок, на который вашей бабушке выходить опасно — нет гарантий, что ее не обманут, а защититься она никак не сможет. Хотя другие рискуют. Поймите, запрет продавать землю — это лицемерие. Рынок уже существует, и от этого никуда не денешься. Главный вопрос в том, станет ли он легальным и безопасным. 

Спасибо, теперь действительно стало понятно

Спасибо за внимание.



 

 Под давлением Международного валютного фонда и общественности Украина имеет реальную возможность уже в текущем году сдвинуть земельную реформу. Однако, отмена антиконституционного моратория на продажу земли – лишь первая преграда.

Экономисты Всемирного банка и Киевской школы экономики:

  • Клаус Дейнингер, ведущий экономист Всемирного банка;
  • Денис Низалов, директор проекта "Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине" Киевской школы экономики;
  • Олег Нивьевский, старший экономист проекта "Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине" Киевской школы экономики;

 в своем исследовании насчитали 14 шагов, которые нужно сделать, чтобы такая важная, с экономической точки зрения, реформа действительно прошла успешно и была эффективной.

1. Использование электронных аукционов для осуществления операций с землями государственной и коммунальной собственности. Краеугольным камнем для обеспечения прозрачности является предоставление в аренду или продажа земельных участков государственной собственности через электронные торги. Внесение изменений в программное обеспечение платформы ProZorro-Sale для электронных аукционов позволило бы ее использование уже в ближайшее время для проведения операций с арендой земли. Таким образом, на момент отмены моратория, система будет готова и к операциям по продаже.

2. Обязательная регистрация и обнародование цен на землю. Поскольку после отмены моратория ожидается рост цен на земельные участки, открыт доступ к текущим и историческим ценам их продаж является основой обеспечения прозрачности рынка земли. Обязательное внесение в электронную базу данных цен во всех новых зарегистрированных договорах аренды и цен на аренду минимум начиная с 2013 года, обеспечит идеальную справочную базу для землевладельцев и банков в момент открытия рынка продажи земли. Актуальная информация о ценах должна бесплатная и регулярно предоставляться для широкой общественности в сводном виде, а для профессиональных оценщиков и банков – детализировано в виде платной услуги.

Распределение сельскохозяйственных земель в Украине

3. Ввести сбор и регулярную публикацию систематических данных с помощью Мониторинга земельных отношений.Кроме цен на продажу или аренду земель, регулярные данные на районном уровне по целому ряду параметров – доля зарегистрированных земель в государственной и частной собственности, объем проведенных операций с земельными участками, статистика земельных споров, объемы начисленного и собранного земельного налога – будут определяющими показателями для анализа и оценки качества земельных отношений и земельной реформы в целом.

4. Улучшить доступ к правосудию и реагирования на нарушения прав в сфере земельных отношений.Осведомленность о правах в сфере земельных отношений и возможность их защиты в случае нарушения очень отличается среди землевладельцев и землепользователей. Для того, чтобы после отмены моратория землевладельцы могли сознательно реализовать свои конституционные права, а не были лишены активов путем манипуляционных схем, важное значение будут иметь меры, направленные на повышение уровня осведомленности о правах, подготовка судей в сфере земельного права, юридических советников и земельных комиссий, а также определенные шаги для обеспечения равного доступа к процедурам судебного рассмотрения, как освобождение от судебного сбора в случае рассмотрения дел, связанных с земельными отношениями.

5. Завершить регистрацию земель государственной и коммунальной собственности. Существует огромная «теневая экономика», где земля используется без надлежащей документации, что совсем не способствует привлечению инвестиций и долгосрочному устойчивому развитию территорий. Учитывая высокую социально-экономическую отдачу, регистрация государственных и коммунальных земель должно стать одним из главных приоритетов, и необходимо утвердить четкие планы для скорейшего их завершения.

6. Определить правовой статус земель бывшей коллективной собственности. Этот вопрос остается нерешенным со времен первичной приватизации земли и расформирование колхозов. Для определения юридического статуса таких земель уже разработаны проекты нормативно-правовых документов, которые необходимо принять как можно быстрее.

7. Внести изменения в Бюджетный кодекс Украины, которыми предусмотреть источники финансирования на регистрацию государственных земель и исправления ошибок в Государственном земельном кадастре. Несмотря на то, что доходы от сдачи в аренду или продажи земель государственной собственности могут быть серьезным источником пополнения государственного и местных бюджетов, получения таких доходов требует начальных инвестиций для завершения государственной регистрации. Такие изменения в законодательство обеспечат устойчивый источник финансирования для реализации функций управления земельными ресурсами и инвестициям в другие виды соответствующей инфраструктуры на местном уровне.

8. Усовершенствовать процедуру отсроченной оплаты для приобретения земель государственной и коммунальной собственности. Такая процедура обеспечит государственную поддержку по доступу к земельным ресурсам четко определенным целевым группам. Внесение уточнений в нормативные акты с целью определения, кто именно и при каких условиях будет иметь право отсроченной оплаты (например, молодые фермеры, вынужденные переселенцы, ветераны АТО), позволит избежать коррупционных рисков во время применения этого права на практике.

9. Установить стандарты для разработки и обнародования местных программ использования и охраны земель.Поскольку не все государственные или коммунальные земли целесообразно передавать в частную собственность, необходимо разработать четкие технические стандарты для формирования и обнародования местных программ использования и охраны земель. Это позволит рационализировать сам процесс принятия решений и уменьшить возможности для коррупции.

10. Ввести обмен данными между Фискальной службой и Земельным кадастром относительно земель частной и коммунальной собственности. Существуют небезосновательность опасений, что в результате отмены моратория часть земли приобретается не для ее возделывания, а с целью дальнейшей спекуляции на рынке. В сочетании с регистрацией цен на продажу земельных участков, обмен данными позволит облагать налогом доходы вследствие роста цен на землю в случае спекулятивной перепродажи, что приведет к увеличению поступлений в бюджеты местных общин.

11. Осуществить регистрацию границ местных административных единиц. До того времени, пока районы, объединенные общины, населенные пункты не будут иметь четко определенных границ, передача государственных земель в коммунальную собственность является практически невозможной. Это позволит эффективно и прозрачно распорядиться землями. Учитывая высокие социально-экономические выгоды, регистрация всех земель является ключевым показателем возможности планового завершения земельной реформы до 2020 года.

12. Создать условия для выявления системных ошибок и их исправление. Ошибки в Государственном земельном кадастре и Реестре прав на недвижимое имущество могут поставить под угрозу права собственников или пользователей земли, а также возможность для банков принимать землю в качестве залога. На момент открытия рынка земли, Государственный земельный кадастр и Реестр прав должны быть способными завершить исправление большинства ошибок на национальном уровне.

13. Позволить банкам временно брать на баланс земельные участки, взысканы за невозврат кредита, и обязательное использование электронных аукционов для дальнейшей продажи таких земель. С технической точки зрения, сейчас банки могут продавать залог, отчужденную за долги, с помощью государственной исполнительной службы, не приобретая права собственности. Но во многих случаях проще и менее затратно взять на баланс и осуществить прямая продажа такой собственности. Это позволит банкам экономить на операционных расходах, а, следовательно, предоставлять кредиты большему количеству клиентов.

14. Упростить процедуру внесудебного отчуждения залога в случае невыполнения долговых обязательств.Отчуждение залога через суд является медленным и не всегда прозрачным процессом, поэтому совершенствование внесудебных процедур позволит существенно сократить расходы на администрирование процесса взыскания и повысить привлекательность земли как залога.

Решающее значение будет иметь устранение упомянутых выше ограничений до начала 2018 года, поскольку реализация многих преимуществ от земельной реформы будет зависеть именно от банковского финансирования.

В свою очередь, эксперты объясняют, чем грозит промедление с земельной реформой.

Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital

Земельный вопрос грозит стать вечным и испортить уже многие поколения украинских политиков, лишив законного дохода многие поколения украинских крестьян.

Кабмин собрал фермеров и те высказались против рынка земли. Что сказали другие участники процесса, пока не ясно. Но все вместе решили разрабатывать проект земельной реформы. В очередной раз.

И пока Кабмин будет бояться увидеть под своими стенами пару коров и целующих их депутатов, никуда продвинуться вперед не получится и реализация уже готовых концепций будет тормозится. Потому что хозяева коров и хозяева депутатов больше всего хотят, чтобы ничего НЕ менялось.

С фермерами все ясно, они против любого рынка земли. И чем более рыночным будет рынок, тем больше они будут против. Надо было еще собрать контрабандистов и спросить у них, что они думают о чеках при продаже импорта.

Ведь фермеры получают дешевую аренду именно потому, что рынка земли нет. Зарабатывают сверхприбыль, отправляя свою продукцию на экспорт, где конкурируют с производителями зерна, работающих на развитых рынках, где есть рынок земли и стоимость аренды гораздо выше.

У сложившихся систем всегда есть сторонники. Те, кто получает выгоду при текущем статус-кво. Это как с дорогой Одесса-Киев после праздников. Кто-то едет прямо. А кто-то обгоняет по обочине и потом вклинивается обратно. Для такого «шумахера» его маневр оправдан – он приедет домой раньше. Но все вместе водители приедут домой позже – для общества такой маневр вреден. И значит с ним надо бороться.

Вот так и наши фермеры. Им действительно станет хуже от рынка земли. Но сильных это сделает сильнее, а слабых уберет. При этом, существенно поддержав крестьян.

Все общество от этого выиграет. Кроме айтишников, которые получают зарплату в инвалюте – а то ведь зашедшие, после появления рынка земли, инвестиции будут способствовать укреплению национальной валюты.

Владислава Рутицкая, экс-заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины, член Нацрады реформ

Пока политики ломают копья по поводу будущего украинской земли сельскохозяйственного назначения и решают, можно ли запустить ее свободное обращение, теневой рынок работает на полную. Более того, чем более реальными становятся очертания механизма купли-продажи, тем активнее становятся аферисты.

Запреты порождают обходные пути – в этом убеждают результаты многолетнего моратория на куплю-продажу сельскохозяйственных земель. Стоит зайти на массовую платформу OLX, чтобы понять – рынок функционирует, правда, в стопроцентной тени. Более тысячи объявлений по всей Украине. Настоящих же объемов теневого рынка земли не может оценить никто, так как большинство сделок заключается с местными агрофирмами просто по договоренности.

Продают крестьяне землю, как правило, от безысходности, когда очень нужны деньги. Конечно, при таких условиях цена очень далека от справедливой, но людям деваться некуда.

При подписании договора аренды на владельцев паев часто оказывается давление. Людей заставляют подписывать «пустые» договоры аренды, в которых заполнены только реквизиты. Кое-кто прописывает в договорах условия с формулировкой, что после снятия моратория на куплю-продажу земель договор считается договором «купли-продажи». Есть такие, что пытаются заставить собственников подписать договор аренды на 49 лет. Часто паи используют вовсе без договоров аренды, не уплачивая собственникам ни копейки, или давая мизерную арендную плату услугами.

Все это происходит под молчаливое согласие местных властей. Чем дальше от Киева, тем таких случаев больше. Чем больше среди владельцев людей преклонного возраста, тем брутальніший давление и чудовищны условия аренды.

В Украине очень любят «подвешенное» состояние, когда решение вроде бы отложено, но в то же время ситуация позволяет зарабатывать определенной группе лиц, которые находятся «в теме». Поэтому этот Гордиев узел нужно разрубить как можно быстрее. Просто запустить наконец свободный рынок земли, создав соответствующее законодательство и установить простые и понятные условия купли-продажи.

Эффективная модель рынка земли может привлечь в Украину очень серьезные «белые» инвестиции. Поэтому нужны четкие и прозрачные правила игры на земельном рынке, без сроков, мораториев, замечаний, поправок на будущие приняты законы, без преференций для определенных лиц и двойного толкования. В противном случае у нас будет и дальше функционировать «черный рынок».

Не нужно бояться — хуже не будет. Запугивание «свободным рынком» – это всего лишь технология, которую используют те, кто хочет и в дальнейшем скупать за копейки, или просто забирать у крестьян землю.

Префразовуючи Стругацких, есть места, где живут гораздо хуже вас, а есть, где значительно лучше вас, но нигде больше люди не живут так глупо.

 Земля – это возможности. Это помогает решить вопросы сельскохозяйственного развития и распределения богатств между всем населением страны, а не только нарастить урожайность. Тогда Украина станет крупнейшим игроком мирового аграрного рынка. Возможность продавать и покупать землю – это освобождение потенциала Украины. 

 

1 пользователю это нравится
Леонид, а наследство , на сегодняшний день , возможно оформить нотариально ?
18 августа 2017, 15:18
нравится
Валерий,оформление земельного пая в собственность, переходящую по наследству происходит у нотариуса. Начинается оно с написания заявления о принятии наследства. Обязательными и специфическими документами для получения в наследство земельного пая выступают: оценка, если в данном случае она необходима; справка об отсутствии обременений и залогов на данный пай; государственное свидетельство о праве собственности или паевой сертификат. В итоге, потребуются все документы, которые могут подтвердить, что рассматриваемый в качестве наследственного имущества пай, на законных основаниях принадлежал умершему наследодателю.
В 2017 году вступил в законную силу новый проект, который немного упрощает процедуру вступления в наследство. Однако большая часть изменений коснется сельского населения. Жители таких населенных пунктов смогут оформить наследственные права «на местах».
Срок получения наследства равен 6 месяцам со дня смерти наследодателя.
19 августа 2017, 08:34
нравится
Улучшить сайт Соцсети  →